Церковный праздник

Дорогие братья и сестры! Рады приветствовать вас на нашем сайте «Церковный праздник». На страницах этого христианского православного ресурса вы всегда можете получить достоверную и актуальную информацию о том, какие даты отмечают верующие сегодня, завтра, а также в любой другой день месяца или года. Узнайте о том, день памяти какого святого, великомученика или исповедника отмечает сегодня Русская Православная Церковь, порядковые номера седмиц, совершаются ли венчания в этот день. Какие чтения дня проходят в церквах и храмах, подробные богослужебные указания.

Какие сегодня церковные праздники

*Примечание: дата в календаре обновляется ежесуточно в 00:01 по московскому времени. Если в вашем часовом поясе следующий день уже наступил, перейдите: 

Какие завтра церковные праздники

Дата сегодня:

Суббота, 27 февраля 2021 г. (Какое сегодня число по старому стилю: 14 февраля)Седмица о мытаре и фарисее Равноап. Кирилла, учителя Словенского (869) Преподоб. Авксентия (около 470)Каких святых вспоминаем сегодня:Преподоб. Марона, пустынника Сирийского (около 433). Святит. Авраамия, епископа Каррийского (V). 12-ти греков, строителей соборной Успенской церкви Киево-Печерской Лавры (XI). Преподоб. Исаакия, затворника Печерского (около 1090). Перенесение мощей благоверн. кн. Михаила Черниговского и болярина Феодора (1578). День памяти исповедников и новомучеников:Священномуч. Онисима, епископа Тульского (1937); священномуч. Трифона Родонежского диакона (1938). Постные дни и светлые седмицы:Седмица о мытаре и фарисее - сплошная. Браковенчание:Не совершают венчание. Расписание чтений на сегодня:Евангелие и Апостол: На лит.: - Ап.: 2 От Тимофея 3:1-9 Ев.: От Луки 20:45-21:4Псалтирь: На утр.: - Псалом 109-111; Псалом 118 На веч.: - Псалом 1-8

Онлайн-трансляция богослужений

Случайная цитата

«Вот, всякий, кто говорит притчами, может сказать о тебе: "какова мать, такова и дочь". ...» (Иез.16:44)

Поделитесь информацией в соцсетях:

Скоро

Ближайшие значимые события:

6 марта (21 февраля ст.ст.)Вселенская родительская (мясопустная) суббота. 9 марта (24 февраля ст.ст.) Первое (IV) и второе (452) обретение главы Иоанна Предтечи

Православный календарь на текущий месяц:

Полезная информация:

Календарь церковных праздников на 2021 год >>>

Посты 2021 >>>

Богослужебные указания на сегодня, завтра, послезавтра >>>

Поделитесь информацией в соцсетях:

  • Как разобраться в значении православных праздников? — Читайте далее

В Православии каждый день посвящен какому-то событию или святому. Здесь вы узнаете об особенностях христианского календаря, датах и значении основных праздников, о том по каким признакам делятся церковные праздники.

Христианские церковные праздники связаны с событиями из Евангелия или жизни святых.

Особенности православного календаря

Православие сыграло огромную роль в мировой культуре. Во многих странах широко празднуют красные дни христианского календаря. Однако православный календарь существенно отличается от гражданского. Вот основные отличия:

  1. Церковный год начинается с сентября.
  2. Первый день недели – воскресенье
  3. Богослужебные сутки начинаются с вечера.

Какие бывают праздники

Христианские праздники делятся по разрядам на великие, средние и малые.Пасха или Воскресение Христово – это особый день, который по значимости стоит выше всех остальных праздников. В этот день Христос воскрес после трёхдневного пребывания во гробе. Нельзя переоценить значение этого события в деле спасения человечества. В этот день снова открылись двери Рая, затворенные после грехопадения первых людей -Адама и Евы.Сегодня, как и в прежние времена, на Пасху люди приветствуют друг друга словами: «Христос Воскресе!» и отвечают: «Воистину Воскресе!» Также на этот праздник принято дарить друг другу красные яйца. С этим связано такое предание:После Воскресения Христова, Мария Магдалина пришла во дворец к императору Тиверию и протянула ему яйцо со словами: «Христос Воскрес!» На это Тиверий сказал: «Не может умерший воскреснуть, как не может белое яйцо стать красным». И на глазах изумлённого императора яйцо стало менять свой цвет. С тех пор и пошла традиция красить пасхальные яйца в красный цвет.

Двунадесятые праздники

Двунадесятые праздники – это двенадцать самых главных церковных праздников, в которые вспоминаются самые важные события из жизни Спасителя и Божией Матери. По этому признаку их делят на Господские и Богородичные.

Господские праздники

  1. Рождество Христово
  2. Крещение Господне
  3. Вход Господень в Иерусалим
  4. Преображение
  5. Воздвижение Креста
  6. Вознесение Господне
  7. День Святой Троицы

Богородичные

  1. Рождество Пресвятой Богородицы
  2. Введение во храм
  3. Благовещение
  4. Успение

Один из двунадесятых праздников, Сретение, имеет признаки и Господского и Богородичного.

Пять великих не двунадесятых праздников

Следом за двунадесятыми идут пять великих праздников:

  1. Покров Пресвятой Богородицы
  2. Обрезание Господне и память свят. Василия Великого
  3. Рождество Иоанна Крестителя
  4. Память первоверховных апп. Петра и Павла
  5. Усекновение главы Иоанна Крестителя

Любой воскресный день в году

Воскресенье в православии называется «малая Пасха». В этот день Церковь вспоминает Воскресение Христово. На Богослужения поются песнопения, в которых восхваляется это великое событие: «Воскресение Христово видевше», «Воскрес Иисус от гроба» и другие.

Если в воскресенье выпадает двунадесятый Господский праздник, то воскресные песнопения на Богослужении не поются, а заменяются праздничными.

В воскресенье православному христианину нужно обязательно быть на Литургии. В этот день нельзя выполнять домашние работы, кроме самых необходимых, а лучше всего посвятить его молитве, чтению духовных книг и добрым делам.

Средние праздники

Эти праздники в православном Богослужебной практике делятся на два вида: с бдением и с полиелеем. К первым относятся дни памяти: апостола Иоанна Богослова, преподобных Сергия Радонежского, Серафима Саровского, святителя Иоанна Златоуста, великомученика Георгия Победоносца и другие. Сюда же относятся и престольные праздники, а также дни особо чтимых святых.К праздникам с полиелеем относятся: Владимирской иконы, равноапостольных Константина и Елены, Казанской, пророка Илии.

Малые праздники

Малые праздники в уставе называются «славословными», так как накануне их на утрени поётся «Великое славословие». Таких дней в церковном календаре очень много. Это дни памяти мучеников, пророков, апостолов и т.д.

Переходящие

К переходящим относятся праздники, связанные с Пасхой. Это Вход Господень в Иерусалим (или Вербное воскресенье, за неделю перед Пасхой), Вознесение (на 40-й день после Пасхи), Троица (на 50-й день после Пасхи). Интересно, что переходящие праздники связаны с определенным днем недели: Вход Господень в Иерусалим и Троица всегда отмечаются в воскресенье, а Вознесение в четверг.

Непереходящие

Все остальные праздники в православном календаре непереходящие, то есть привязанные к определенной неизменяемой дате. Поэтому непереходящие праздники выпадают всегда в разные дни недели.

Главные празднования христианства

Пасха

Пасха не относится ни к какому разряду праздников, а стоит выше их. Ни один из больших праздников не сравнится с ней по торжественности. Слово «пасха» переводится с еврейского как «исход». Прообразом Пасхи христианской была еврейская Пасха – день, когда пророк Моисей вывел евреев из Египетского рабства. Тогда евреи закололи агнца и обмазывали его кровью двери домов, чтобы ангел-губитель прошел мимо. В новозаветной же Пасхе заклался Христос, Агнец Божий, и воскрес, чтобы освободить людей от смерти вечной. Ветхозаветную Пасху иудеи праздновали в память об избавлении от рабства египтян, а новозаветную христиане сегодня празднуют в память избавления от рабства диавола. Целых сорок дней празднуется Светлое Христово Воскресение и все это время в церквях звучит победная песнь: «Христос Воскресе из мертвых, смертию смерть поправ и сущим во гробех живот даровав».Дата Пасхи изменяется.

Рождество Пресвятой Богородицы (21 сентября)

Этим праздником начинается церковный год и начинается история нашего спасения. Родители Пресвятой Богородицы, Иоаким и Анна дожили до глубокой старости и не имели детей. Однажды праведный Иоаким пошел в храм принести жертву Богу. Но священник прогнал его, так как бездетные люди у евреев считались оставленными Богом. В глубокой скорби ушел Иоаким в пустыню и стал молиться. Там явился ему Ангел и возвестил, что его жена зачнет девочку, которая станет Матерью Спасителя мира.Анна в это время сидела в саду. На дереве было гнездо, в котором щебетали птенцы. Глядя на это, Анна печалилась об отсутствии детей. В это время явился ей Ангел и сообщил благую весть.И Анна и Иоаким сразу же отправились в храм, чтобы поблагодарить Господа. У ворот Иерусалима они встретились и сообщили друг другу о радостном видении.Через положенный срок Анна родила Дочь Марию – будущую Божию Матерь.Этот праздник сегодня, как и прежде, особо почитается на Руси. Множество русских православных церквей освящено в честь праздника.

Воздвижение Креста Господня (27 сентября)

В царствование императора Константина Великого, при котором прекратилось преследование христиан, был найден Пречестный Крест Господень. На его поиски отправилась в Иерусалим мать императора, благоверная царица Елена. Когда стали копать на месте Распятия, обнаружили три креста. Как раз в это время мимо шла похоронная процессия. Тогда патриарх стал поочередно прикладывать кресты к умершему. Когда его коснулся третий крест, тот встал живым. После этого патриарх высоко поднял (воздвиг) Крест Христов и осенял им людей. Народ же пел: «Господи помилуй!».Это событие празднуется в Церкви как Воздвижение Животворящего Креста. В храмах, где служит архиерей, совершается чин Воздвижения: архиерей медленно поднимает и опускает Крест при пении «Господи помилуй!».

Введение во храм Пресвятой Богородицы (4 декабря)

Когда Деве Марии исполнилось три года, родители отдали ее в храм на воспитание. На пути Ее сопровождали юные девы в белых одеждах и со свечами в руках.К дверям храма вели тринадцать крутых ступеней и юная Отроковица, укрепляемая силой Божией, взошла по ним без посторонней помощи. Наверху Ее встретил первосвященник Захария (отец Иоанна Предтечи) и ввел во Святая Святых. Это самое главное место в храме, куда мог входить только первосвященник и то один раз в год. Там хранились самые важные святыни иудеев: Ковчег Завета со скрижалями, расцветший жезл Аарона и сосуд с манной. В это место по внушению Духа Святого и ввел Захария Пречистую Деву.В храме Дева Мария росла до 14 лет. Она изучала Священное Писание, молилась и занималась рукоделием.

Рождество Христово (7 января)

Этот праздник проникнут таинственностью и радостью. Божественный Младенец родился не в царских чертогах, а в пещере, в яслях для скота. Для ребёнка Создателя вселенной не нашлось в Вифлееме места в домах.В момент Рождества пастухи пасли стада рядом с городом. Внезапно возсиял яркий свет, с неба спустились Ангелы и запели: «Слава в вышних Богу». Пастухи в страхе упали на землю, но Ангел успокоил их и возвестил о рождении Мессии. Те тут же пошли поклониться Христу.В рождественскую ночь в небе появилась необыкновенная звезда. Ее заметили восточные мудрецы и поняли, что родился кто-то великий. Звезда двигалась и волхвы пошли за ней. Над Вифлеемской пещерой звезда остановилась. Войдя внутрь, волхвы нашли Богомладенца, поклонились Ему и принесли дары: золото как Царю, ладан как Богу и смирну как человеку (смирной оттирали тела умерших перед погребением).

Крещение Господне (19 января)

Когда Спасителю исполнилось тридцать лет, Он пошел на Иордан креститься. Когда Христос погрузился в воды Иордана вдруг раскрылись небеса, явился Дух Святой в виде голубя и послышался голос Бога-Отца: «Это Сын Мой Возлюбленный, о котором Мое благоволение».Крещение еще называют Богоявлением, так как в этот день явилась Святая Троица: Бог Сын крестился в Иордане, Бог Отец свидетельствует о Сыне и Дух Святой является в виде голубя.В этот день освящаются все воды на земном шаре. И, несмотря на зимние морозы, люди стремятся окунуться в освящённые источники.

Сретение Господне (15 февраля)

На восьмой день после Рождества Христова Пресвятая Богородица и старец Иосиф пошли в храм, чтобы принести жертву по закону. На пороге их встретил старец Симеон, принял на руки Богомладенца и сказал: «Ныне отпущаеши раба Твоего, Владыко..». Обратившись к Богородице, он произнес: «Се лежит Сей на падение и на восстание многим во Израили. И Тебе же Самой душу пройдет оружие». Эти слова старца означали, что Богородица переживет сильную скорбь.

Благовещение (7 апреля)

Это событие случилось, когда Дева Мария жила в доме Обручника Иосифа. Она читала книгу пророка Исаии и дойдя до места, где говорилось о рождении Мессии от Девы произнесла: «Как бы я хотела быть хотя бы служанкой у той Девы». В этот момент явился Ей архангел Гавриил и сказал: «Радуйся, Благодатная!» Смутилась Дева от такого приветствия, а Ангел продолжал: «Ты родишь Сына и назовешь Его Иисус. Это будет Спаситель мира». В ответ на удивление Девы, как это может быть, если Она не знает мужа, был ответ: «Дух Святой сойдёт на Тебя».И после этого Богородица произносит полные преданности Воле Божией слова: «Я раба Господня, буди мне по глаголу Твоему».Благовещение – благая весть о зачатии Спасителя мира.

Вход Господень в Иерусалим (последнее воскресенье перед Пасхой)

Последнее воскресенье перед православной Пасхой называется «Вербное» или «Вход Господень в Иерусалим». Незадолго до крестных страданий, Спаситель повелел ученикам привести ослицу и молодого осленка. Сев на осленка, он въехал в Иерусалим. На пути Его встречали толпы народа, бросая на пути пальмовые ветви, постилая одежды и восклицая: «Осанна в вышних! Благословен Идущий во имя Господне!»Необъезженный осленок символизирует язычников, которые не были под ярмом Закона. Однако они первыми приняли Евангельское учение и взяли иго Христово. Ослица же означала иудеев, которые были под Законом Моисеевым, но не познали Христа.

Вознесение Господне (на 40-й день после Пасхи)

На сороковой день после Воскресения Христос собрал своих учеников и пошел на гору Елеон. Там Он начал возноситься от них на небо, пока совершенно не скрылся с глаз. А те стояли и смотрели вслед пока не явились ангелы и сказали: «Что смотрите на небо? Христос, вознесшийся на небо, придет также, как видели Его идущим на небо».Вознесшись, Христос обожил человека. А слова ангелов возвещали о Втором Пришествии Христовом, которое будет со славой.

День Святой Троицы (на 50-й день после Пасхи)

Перед вознесением Господь обещал ученикам послать им Духа Утешителя. И вот наступил этот момент. На 10-й день после Вознесения ученики были в храме. Вдруг с неба сошел Дух Святой в виде огненных языков. И апостолы заговорили на разных языках и стали понимать Писания.День Святой Троицы сегодня называют Днем рождения Церкви.

Преображение Господне (19 августа)

Это самый любимый многими летний праздник. В народе его называют «Яблочный Спас», так как по традиции освящаются яблоки и другие плоды нового урожая. Сам же праздник посвящен следующему событию:Однажды Христос взял трёх учеников – Петра, Иакова и Иоанна и поднялся с ними на гору Фавор. Там он внезапно преобразился: засиял небесной славой, одежды стали белоснежными, а рядом явились пророки Моисей и Илия. Ученики в страхе пали ниц, а когда встали, видение прекратилось.Христос явился им в небесной славе, чтобы видя Его униженным и распятым, они не засомневались в Его Божестве.

Каждый год в Иерусалиме на этот праздник происходит чудо: на Фавор спускается облако и окутывает всех находящихся там.

Успение Богородицы (28 августа)

С этим событием связано много чудес. Первое – чудесное перенесение апостолов на облаках к дому Иоанна Богослова, где жила Богородица. Второе – чудесное вразумление иудея Афонии во время погребения. Когда апостолы несли тело Пречистой к месту погребения, иудеи хотели помешать им. Один из них, по имени Афония, даже посмел прикоснуться к гробу, чтобы опрокинуть его.

Усекновение главы Ионна Предтечи (11 сентября)

Пророк неоднократно обличал царя Ирода за то, что он взял за себя жену брата. Последняя ненавидела его за это и стремилась убить. Вскоре настал удобный момент. Дочь Иродиады плясала на пиру в честь дня рождения Ирода и так понравилась ему, что он пообещал дать ей все, что захочет. Девица по наущению матери попросила голову Иоанна Крестителя. Опечалился Ирод, но из-за стыда перед гостями не посмел отказать и повелел усечь пророка.Страшное дело: из ложного стыда совершено убийство пророка Божия. В память об этом событии в православной церкви установлен в день праздника строгий пост.

Иконы

В честь каждого церковного события написаны иконы, сюжеты которых раскрывают основные условия и значение празднования. Приведем несколько примеров:

Воздвижение Креста Господня (27 сентября)

Воздвижение Честного и Животворящего Креста - "Церковный Праздник сегодня"На иконе праздника изображается епископ в окружении священников, который стоит на возвышении и осеняет народ Крестом. Позже на иконе стали изображать царицу Елену. Она стоит рядом с епископом и держит блюдо с гвоздями, которыми прибивали руки и ноги Спасителя.Народ символизирует на иконе всех православных христиан, поклоняющихся Кресту как орудию нашего спасения.

Покров (14 октября)

Икона Покров- сайт Церковный праздник сегодняНа иконе изображено явление Богородицы Андрею Юродивому во время землетрясения в Константинополе. Испуганный народ собирался в храме и начал горячо молиться о спасении. Во время молитвы блаженный увидел Богоматерь, простирающую на городом Свой омофор. Он понял, что Богородица защитит Константинополь от разрушения. И в самом деле, землетрясение прекратилось.На иконе праздника изображается Богоматерь, держащая простертым омофор ( головное покрывало). Внизу молящийся народ, в числе которого и блаженный Андрей.

Введение во храм Пресвятой Богородицы (4 декабря)

 "Введение во храм Пресвятой Богородицы" - Церковный праздник сегодняНа иконе Богородица изображается поднимающейся по ступенькам церкви. Внизу стоят Ее родители и девы с зажженными свечами, а в дверях храма Деву встречает первосвященник Захария.

Поделитесь информацией в соцсетях:

21:15 26.02.2021 Фото: Flickr

27 февраля отмечается 7 православных церковных праздников.

церковь
Поста нет – разрешается употребление любой пищи

Мытаря и фарисея6 день праздника

Сплошная седмица. Подготовка к строгому Великому Посту. Седмица названа в честь библейской притчи про мытаря и фарисея.

Кирилл ВесноуказчикРавноапостольного Кирилла, учителя Словенского

Чествование памяти святого Кирилла (до принятия схимы – Константин). Вместе с братом Мефодием они создали славянскую азбуку, перевели на славянский язык Евангелие и другие Богослужебные книги, ввели Богослужение на славянском. Умер в 869 году.

Святой Кирилл (мирское имя – Константин) и его брат Мефодий – равноапостольные первоучители и просветители. Они были родом из Македонии, города Солуни.

С 14 лет Кирилл воспитывался с императорским сыном. За свой ум и выдающиеся познания получил прозвище Философ (Мудрый). В юношестве принял сан пресвитера и отправился в Константинополь в соборную церковь, как библиотекарь и философ.

Вскоре ушел к Мефодию на гору Олимп, чтобы обрести там покой и уединение. Пробыл в том месте недолго. В 857 году император Михаил направил обоих братьев в миссионерское путешествие к хазарам проповедовать христианскую веру (их путь лежал через Херсонес, где святые обрели мощи мученика Климента, Римского Папы). Благодаря трудам братьев хазарский князь и его народ приняли христианство. Правитель отпустил всех греческих пленников, и вместе с ними святой Кирилл вернулся в Константинополь.

В 862 году император отправил святых в Мордовию проповедовать христианство на славянском языке. Вместе с братом святой Кирилл перевел множество книг с греческого на славянский, обучил людей чтению и письму, стал создателем первой славянской азбуки.

По приглашению Папы Римского Адриана святые Кирилл и Мефодий отправились в Рим. Их встретили с большим уважением, так как братья принесли с собой мощи священномученика Климента, Римского Папы.

В 869 году, в 42 года, святой Кирилл скончался. Похоронили его в церкви святого Климента.

Традиции и обряды

В старину, для того чтобы земля впитала больше влаги, мужчины в этот день выходили в поле и специально утаптывали снег. По завершении работ дома их ждал сбитень – традиционный славянский горячий сладкий напиток. Предки почитали его за целебные свойства. В его состав входили мед или патока и разные пряности. У каждой хозяйки был свой рецепт приготовления сбитня. Многие и сегодня утрамбовывают снег и пьют в мороз сбитень. В некоторых регионах, помимо утаптывания снега, вывозят на поля навоз.

Во времена существования повивальных бабок (сейчас эта профессия называется акушер) на Кирилла Весноуказчика рожавшие женщины несли повитухам гостинцы.

Приметы

По погоде этого дня судят о весне.

Сколько на поле снега, столько в амбаре будет хлеба.

Если на Кирилла тепло и солнечно, значит, скоро могут ударить морозы.

Если ударил мороз, то лето будет сухим и жарким.

Синицы расщебетались – к скорому теплу.

В ночь на Кирилла Весноуказчика снятся вещие сны.

Преподобного Марона, пустынника Сирийского

День чествования святого Марона. Жил в IV веке возле города Кира в Сирии. Имел дар исцеления от болезней, изгнания бесов. Основал много монастырей в Кирской области.

12-ти греков, строителей соборной Успенской церкви Киево-Печерской Лавры

День памяти 12 греческих мастеров, которые строили и украшали Успенскую церковь Киево-Печерской Лавры.

Преподобного Исаакия, затворника Печерского

В честь святого Исаакия. Жил в затворе в Антониевой пещере. Умер ок. 1090 года.

Преподобного Авксентия Вифинского

День памяти святого Авксентия. Служил при дворе императора Феодосия Младшего. Затем стал отшельником в Вифинии, на горе Оксия. Имел дар исцеления больных. Умер ок. 470 года.

Благоверного князя Михаила Черниговского и боярина его мученика Феодора, чудотворцев

Праздник в честь князя Михаила Черниговского (Всеволодовича) и его боярина Феодора. Приняли мученическую смерть за христианскую веру по приказу хана Батыя в 1246 году.

Источник: my-calend

Выделите орфографическую ошибку мышью и нажмите Ctrl+Enter.

Суббота

Субботасегодня

Новый стиль

27 февраля

Поста нет. Глас 4-й

Прп. Авксе́нтия Вифинского (ок. 470); равноап. Кирилла, учителя Словенского (869).

Прп. Исаа́кия, затворника Печерского, в Ближних пещерах (ок. 1090); 12-ти греков, строителей соборной Успенской церкви Киево-Печерской Лавры (XI); перенесение мощей блгв. кн. Михаи́ла Черниговского и боярина его мч. Фео́дора, чудотворцев (1578); прп. Маро́на, пустынника Сирийского (IV); свт. Авраа́мия, епископа Каррийского (V); прп. Иларио́на Грузина, Святогорца, иеросхимонаха (1864) (Груз.).

Сщмч. Павла Дернова, пресвитера и сыновей его, мчч. Бори́са, Григо́рия и Симео́на (1918); сщмч. Они́сима (Пылаева), епископа Тульского (1937); сщмч. Три́фона Родонежского, диакона (1938).

В субботу, всем святым

Апо́столи, му́ченицы и проро́цы,/ святи́телие, преподо́бнии и пра́веднии,/ до́бре по́двиг соверши́вшии и ве́ру соблю́дшии,/ дерзнове́ние иму́ще ко Спа́су,/ о нас Того́, я́ко Бла́га, моли́те,// спасти́ся, мо́лимся, душа́м на́шим.

Перевод: Апостолы, мученики и пророки, святители, преподобные и праведные, подвиг доблестно совершившие и веру сохранившие, дерзновение пред Спасителем имея, Его за нас, как благого, умолите, молимся, во спасение душам нашим!

Я́ко нача́тки естества́, Насади́телю тва́ри,/ вселе́нная прино́сит Ти, Го́споди, богоно́сныя му́ченики;/ тех моли́твами в ми́ре глубо́це// Це́рковь Твою́, жи́тельство Твое́ Богоро́дицею соблюди́, Многоми́лостиве.

Перевод: Как первые плоды природы Насадителю всего творения вселенная приносит, Тебе, Господи, богоносных мучеников. Их мольбами и ходатайством Богородицы, Церковь Твою – Твой народ в мире глубоком сохрани, Многомилостивый.

показать все

В субботу, за умерших

Помяни́, Го́споди, я́ко благ, рабы Твоя́,/ и, ели́ка в житии́ согреши́ша, прости́:/ никто́же бо безгре́шен, то́кмо Ты,// моги́й и преста́вленным да́ти поко́й.

Перевод: Помяни, Господи, как Благой, рабов Твоих и всё, в чем они в жизни согрешили, прости: ибо никто не безгрешен, кроме Тебя. Ты можешь и преставившимся дать покой.

Со святы́ми упоко́й,/ Христе́,/ ду́ши раб Твои́х,/ иде́же несть боле́знь, ни печа́ль,/ ни воздыха́ние,// но жизнь безконе́чная.

Перевод: Со святыми упокой, Христе, души рабов Твоих, там, где нет ни боли, ни скорби, ни стенания, но жизнь бесконечная.

Преподобному Авксентию Вифинскому

Тропарь преподобному Авксентию Вифинскому, глас 1

Пусты́нный жи́тель, и в телеси́ А́нгел,/ и чудотво́рец яви́лся еси́, Богоно́се о́тче наш Авксе́нтие,/ посто́м, бде́нием, моли́твою Небе́сная дарова́ния прии́м,/ исцеля́еши неду́жныя и ду́ши ве́рою притека́ющих ти./ Сла́ва Да́вшему тебе́ кре́пость,/ сла́ва Венча́вшему тя,// сла́ва Де́йствующему тобо́ю всем исцеле́ния.

Перевод: Пустынным жителем, и во плоти Ангелом, и чудотворцем явился ты, Богоносный отче наш Авксентий: постом, бдением, молитвою небесные дарования стяжав, исцеляешь ты болящих и души с верою прибегающих к тебе. Слава Давшему тебе силу, слава Увенчавшему тебя, слава Совершающему через тебя всем исцеления.

Кондак преподобному Авксентию Вифинскому, глас 2

Наслади́вся, Богому́дре, воздержа́ния/ и жела́ния пло́ти твоея́ обузда́в,/ яви́лся еси́, ве́рою сия́я,/ я́коже сад посреди́ рая́, процве́л еси́,// Авксе́нтие о́тче свяще́нне.

Перевод: Насладившись воздержанием, Богомудрый, ты и вожделения плоти усмирил, явив возрастание верою, и как райское древо жизни процвел, Авксентий, отче священный.

Равноапостольному Кириллу Философу, учителю Словенскому

Тропарь равноапостольному Кириллу Философу, учителю Словенскому, глас 4

От пеле́н приле́жно/ прему́дрость сестру́ себе́ сотвори́в, Богогла́се,/ пресве́тлую ви́дев, я́ко деви́цу чи́сту,/ ю́же прие́м, приведе́,/ я́ко мони́сты златы́ми се́ю укра́сив свою́ ду́шу и ум,/ и обре́теся я́ко други́й Кири́лл, блаже́нне,// ра́зумом и и́менем му́дре.

Перевод: С младенчества настойчиво сделав мудрость своей сестрой (Притч.7:4), проповедник Божий, ты видел ее светлейшей, как непорочную деву, которую ты принял, привел к себе, словно золотым ожерельем украсил ею свою душу и ум, и стал (в монашестве) другим, Кирилл (в миру - Константин), блаженный, мудрый по имени и по разуму.

Кондак равноапостольному Кириллу Философу, учителю Словенскому, глас 2

Тве́рдым и богодохнове́нным уче́нием/ просвеща́я мир пресве́тлыми заря́ми,/ обтече́, я́ко мо́лния вселе́нную,/ Кири́лле блаже́нне,/ разсева́я пресве́тлое Бо́жие сло́во,/ на за́паде и се́вере и ю́зе// мир просвеща́я чудесы́.

Перевод: Просвещая мир преярким сиянием неизменного и Боговдохновенного учения, облетел ты, как молния, вселенную, Кирилл блаженный, рассеивая пресветлое Божие слово на западе и севере, и юге, просвещая мир учением, святой.

Ин кондак равноапостольному Кириллу Философу, учителю Словенскому, на молебне, глас 2

Тве́рдаго и Богодохнове́ннаго уче́ния/ просвеща́я мир пресве́тлыми заря́ми,/ обтече́, я́ко мо́лния, вселе́нную, Кири́лле свя́те,/ разсева́я Бо́жие сло́во на за́паде, и се́вере, и ю́зе,// мир просвеща́я уче́нием, свя́те.

Перевод: Просвещая мир преярким сиянием неизменного и Боговдохновенного учения, облетел ты, как молния, вселенную, Кирилл святой, рассеивая Божие слово на западе и севере, и юге, просвещая мир учением, святой.

Ин кондак равноапостольному Кириллу Философу, учителю Словенскому, на молебне, глас 2

Пресве́тло житие́ возлюби́, свя́те,/ заря́ми трисо́лнечными Божества́ освеща́емь,/ прии́де, я́ко мо́лния, во всю вселе́нную,/ се́верную и ю́жную земли́ просвеща́я,/ за́падным же свет незаходи́м яви́ся./ Те́мже и ны́не мрак грехо́вный прогна́в, свя́те,/ свы́ше испроси́ благода́ть духо́вную,// и́маши бо дерзнове́ние к Бо́гу.

Перевод: Возлюбив пресветлую жизнь, святой, освещаемый ярким сиянием Божества, показался ты, как молния, во всей вселенной, просвещая страны Севера и Юга, и явившись немеркнущим светом для Запада. Потому и сейчас, разогнав мглу греха, святой, испроси свыше духовную благодать, поскольку ты имеешь дерзновение к Богу.

Молитва равноапостольным Киpиллу и Мефодию, учителем Словенским

О, пресла́внии просвети́телие слове́нских язы́к, святи́и равноапо́стольнии Мефо́дие и Кири́лле, ва́ших письме́н и уче́ний све́том просвети́вшеся и в ве́ре Христо́вой наста́вльшеся, я́ко ча́да ко отце́м, усе́рдно ны́не прибега́ем и сокруше́нием серде́чным мо́лимся: а́ще и заве́т ва́ших не соблюдо́хом, о угожде́нии бо Бо́гу небрего́хом и от бра́тняго единомы́слия в ве́ре отпадо́хом, оба́че я́коже дре́вле в земно́м житии́ ва́шем, си́це и ны́не гре́шных и недосто́йных не отврати́те тщи, но, я́ко иму́ще ве́лие ко Го́споду дерзнове́ние, приле́жно Того́ моли́те, да обрати́т нас в путь спасе́ния, да умири́т раздо́ры единове́рных, да приведе́т к единомы́слию отпа́вших и всех нас ду́хом любве́ да соедини́т Еди́ней Святе́й, Собо́рней и Апо́стольстей Це́ркви! Ве́мы бо, я́ко мно́го мо́жет моли́тва пра́ведных по благосе́рдию Влады́ки. Не оста́вите у́бо нас, уны́лых и недосто́йных, чад ва́ших, и́хже ра́ди грехо́в па́ства ва́ша, враждо́ю разделя́ема и собла́знами иносла́вных прельща́ема, ума́лися, о́вцы же слове́сныя, разрыва́емы, восхища́ются во́лки губи́тельными. Пода́ждьте у́бо нам моли́твами ва́шими ре́вность Правосла́вия, я́ко да оте́ческая преда́ния до́бре сохрани́м, кано́ны церко́вные ве́рно соблюде́м, вся́ких лжеуче́ний стра́нных отбежи́м и, та́ко в житии́ богоуго́дном преспева́юще, жи́зни ра́йския на Небеси́ сподо́бимся, иде́же ку́пно с ва́ми просла́вим в Тро́ице Еди́наго Бо́га во ве́ки веко́в. Ами́нь.

Тропарь равноапостольным Киpиллу и Мефодию, учителем Словенским, глас 4

Я́ко апо́столом единонpа́внии/ и слове́нских стpан учи́телие,/ Киpи́лле и Мефо́дие Богому́дpии,/ Влады́ку всех моли́те,/ вся язы́ки слове́нския утвеpди́ти в Пpавосла́вии и единомы́слии,/ умиpи́ти миp// и спасти́ ду́ши на́ша.

Перевод: Апостолам единомысленные и славянских стран учителя, Кирилл и Мефодий Богомудрые, Владыку всего молите все народы славянские в Православии и единомыслии утвердить, миром мир оградить и спасти души наши.

Кондак равноапостольным Киpиллу и Мефодию, учителем Словенским, глас 3

Свяще́нную дво́ицу просвети́телей на́ших почти́м,/ Боже́ственных писа́ний преложе́нием исто́чник Богопозна́ния нам источи́вших,/ из него́же да́же додне́сь неоску́дно почерпа́юще,/ ублажа́ем вас, Кири́лле и Мефо́дие,/ Престо́лу Вы́шняго предстоя́щих// и те́пле моля́щихся о душа́х на́ших.

Перевод: Священную двоицу просветителей наших почтим, переводом Божественных писаний источник Богопознания нам источивших, из которого даже доныне обильно черпая, прославляем вас, Кирилл и Мефодий, Престолу Всевышнего предстоящих и усердно молящихся о душах наших.

Преподобному Исаакию, затворнику Печерскому, в Ближних пещерах

Тропарь преподобному Исаакию, затворнику Печерскому, в Ближних пещерах, глас 2

Све́тлости святы́х наслади́тися вожделе́в,/ в те́мную всели́лся еси́ пеще́ру, прехва́льне,/ и до́бре подвиза́лся еси́, Исаа́кие,/ прельще́н же быв от врага́,/ па́ки кре́пко попра́л еси́ того́ вся кова́рства./ И ны́не, я́ко победи́тель,/ в весе́лии предстоя́ Христу́ Бо́гу,// проси́ нам ми́ра и ве́лия ми́лости.

Перевод: Светлости святых насладится пожелав, в темной поселился ты пещере, прославляемый, и отлично подвизался ты, Исаакий, обманут был врагом, но разрушил все его коварство. И сейчас, как победитель, с радостью предстоя Христу Богу, испроси нам мир и великую милость.

Кондак преподобному Исаакию, затворнику Печерскому, в Ближних пещерах, глас 5

Вра́жию пре́лесть низложи́вша и в по́стничестве све́тло просия́вша,/ прииди́те, ве́рнии, восхва́лим Исаа́кия победоно́снаго,/ и́же, я́ко зла́то, во искуше́ниих просия́/ и просвеща́ет сердца́ ве́рно к нему́ притека́ющих,// моля́ся Го́сподеви непреста́нно о душа́х на́ших.

Перевод: Вражеское обольщение разрушившего и в постничестве светло просиявшего, придите, верующие, прославим Исаакия победоносного, который, как золото, просиял в испытаниях (Прем.3:6) и просвещает сердца с верой к нему приходящих, молясь Господу непрестанно о душах наших.

12-ти грекам, строителям соборной Успенской церкви Киево-Печерской Лавры

Тропарь 12-ти грекам, строителям соборной Успенской церкви Киево-Печерской Лавры, глас 3

Преблаже́ннии и Богоно́снии отцы́ на́ши,/ двоенадеся́тице честна́я,/ устрое́нию вели́кия це́ркве Ки́ево-Пече́рския послужи́вшии/ и равноа́нгельным житие́м Бо́гу угоди́вшии/ и Того́ ра́ди дерзнове́ние ве́лие у Него́ стяжа́вшии,/ мо́лим ва́с приле́жно,// испроси́те душа́м на́шим очище́ние и ве́лию и бога́тую ми́лость.

Перевод: Преблаженные и Богоносные отцы наши, двенадцать почтенных, устройству великой церкви Киево-Печерской послужившие и своим житием, подобным ангельскому, Богу угодившие и потому дерзновение у Него стяжавшие, молим вас усердно: «Испросите очищение для наших душ и великую и богатую милость».

Кондак 12-ти грекам, строителям соборной Успенской церкви Киево-Печерской Лавры, глас 4

Бога́тство благода́ти и сыноположе́ния стяжа́вше/ мно́гими по́двиги и доброде́тельми,/ и́хже ра́ди Христо́с всели́ ду́ши ва́ша в Небе́сная селе́ния Своя́,/ дарова́в благода́ть нетле́ния и чуде́с моще́м ва́шим./ Сего́ ра́ди вопие́м ва́м:/ ра́дуйтеся, двоенадеся́тице честна́я/ вели́кия це́ркве Пече́рския зда́телие// и лико́в и́ноческих похвало́ и утвержде́ние.

Перевод: Богатство благодати и усыновления вы заслужили многими подвигами и добродетелями, ради которых Христос поселил души ваши в Небесные селения Свои, даровав благодать нетления и чудес мощам вашим. Потому взываем к вам: «Радуйтесь, двенадцать почтенных, великой церкви Печерской строители и монашеских чинов честь и сила».

Благоверному князю Михаилу Черниговскому и боярину его Феодору

Тропарь благоверному князю Михаилу Черниговскому и боярину его Феодору, глас 8

Тро́ичнаго Божества́ осия́нием просвети́вся,/ страстоте́рпче вели́кий кня́же Михаи́ле,/ с прему́дрым боля́рином ти Фео́дором,/ самозва́нна к по́двигом устреми́стася,/ сквозе́ огнь не идо́ста,/ кусту́ же и и́долом не поклони́стася, но оплева́ста/ и нечести́ваго царя́ обличи́ста,/ Христа́ же Еди́наго от Тро́ицы Бо́га Су́ща испове́даста./ И того́ ра́ди крове́й свои́х струя́ми обагри́стася, сла́вная./ Те́мже и венца́ от Него́ побе́дная прия́ста,/ и нас свы́ше назира́ета,/ мо́лим вас, святы́я, моли́те Того́,/ я́ко да ва́шими моли́твами изба́вит нас от вся́ких обстоя́щих ны зол/ и пода́ст нам вся блага́я,// и́же Един Сый прославля́емый во святы́х Свои́х.

Перевод: Бога Троицы сиянием просветившись, мученик великий князь Михаил, с премудрым боярином твоим Феодором, по своей воле на подвиг устремились, через огонь не пошли, кусту и идолам не поклонились, но их отвергли и нечестивого хана обличили, Христа же - Одного из Лиц Троицы - исповедали как Сущего Бога. Потому и обагрились потоками крови своей, прославляемые. Потому и венцы победы от Него получили, и за нами свыше наблюдаете, молим вас, святые, молите Его, чтобы по молитвам вашим Он избавил нас от всяких наступающих бедствий и подал нам все благое, как Единственный Сущий, прославляемый во святых Своих.

Кондак благоверному князю Михаилу Черниговскому и боярину его Феодору, глас 5

Со́лнца мы́сленнаго пра́веднаго — Христа́/ озари́вся сия́нием, пребога́те Михаи́ле,/ ви́димому со́лнцу не поклони́лся еси́/ и тва́ри па́че Творца́ не послужи́л еси́/ и нече́стие обузда́л еси́,/ я́рости царя́ не убоя́вся/ и кро́ве свое́й обагре́нием/ Христо́ви предста́л еси́, ра́дуяся./ И ны́не в пренесе́нии моще́й твои́х/ нас свы́ше назира́й и Христа́ Бо́га моли́,/ мо́лимся я́ко спасти́ся нам/ и Правосла́вию непоколеби́му пребы́ти,/ Оте́честву на́шему соблюсти́ся во всем/ моли́твами твои́ми, свя́те,// по вели́цей Его́ ми́лости.

Перевод: Солнца духовного праведного - Христа щедро озарившись сиянием, Михаил, видимому солнцу не поклонился ты и твари, больше чем Творцу, не послужил, и нечестие обуздал ты, не побоявшись ярости хана и, обагрившись кровью, предстал ты Христу, радуясь. И сейчас, в день памяти перенесения мощей твоих, за нами свыше наблюдай и Христа Бога моли, молимся, о спасении нашем и о том, чтобы Православию пребывать непоколебимым, отечеству нашему сохраниться во всем по молитвам твоим, святой, по великой Его милости.

Ин тропарь благоверному князю Михаилу Черниговскому и боярину его Феодору, глас 4

Жизнь ва́шу му́ченически совеpши́вше,/ испове́дания венцы́ укpа́сившеся, к Небе́сным востеко́сте,/ Михаи́ле пpему́дpе с до́блим Фео́доpом,/ моли́те Хpиста́ Бо́га/ сохpани́ти оте́чество ва́ше/ град же и лю́ди,// по вели́цей Его́ ми́лости.

Перевод: Жизнь вашу мученически окончив, украсившись мученическими венцами, вы поднялись на Небеса, Михаил премудрый с храбрым Феодором, молите Христа Бога сохранить отечество ваше, город и людей, по великой Его милости.

Ин тропарь благоверному князю Михаилу Черниговскому и боярину его Феодору, глас 3

Блаже́ннии апо́столом равноче́стнии,/ прия́ли есте́ вене́ц от Христа́,/ зане́же того́ досто́йни,/ Михаи́ле богому́дре и Фео́доре ди́вне,/ мир ми́рови испроси́те// и душа́м на́шим ве́лию ми́лость.

Перевод: Блаженные и почитаемые наравне с апостолами, вы получили венцы от Христа, поскольку достойны этого, Богомудрый Михаил и удивительный Феодор, мир испросите миру и душам нашим великую милость.

Ин кондак благоверному князю Михаилу Черниговскому и боярину его Феодору, глас 8

Ца́рство земно́е в ничто́же вмени́в,/ сла́ву я́ко преходя́щую оста́вил еси́,/ самозва́н прише́д к подвиго́м,/ Тро́ицу пропове́дал еси́ пред нечести́вым мучи́телем,/ страстоте́рпче Михаи́ле, с до́блим Фео́дором,/ Царю́ Сил предстоя́ще,/ моли́те без вре́да сохрани́ти Оте́чество ва́ше, град же и лю́ди,// да вас непреста́нно почита́ем.

Перевод: Царство земное посчитав ничем, славу как временную ты оставил, по своей воле устремился на подвиг, Троицу проповедал ты перед нечестивым мучителем, мученик Михаил, с храбрым Феодором, Царю Сил предстоя, молите сохранить невредимым отечество ваше, город и людей, да вас непрестанно почитаем.

Ин кондак благоверному князю Михаилу Черниговскому и боярину его Феодору, глас 2

Вы́шних и́щуще, ни́жняя оста́вили есте́,/ колесни́цу на Небеса́ кровь свою́ сотвори́ли есте́,/ тем собесе́дницы первому́чеником бы́сте,/ Михаи́ле и Фео́доре,// с ни́миже Христа́ Бо́га моля́ще непреста́нно за вся ны.

Перевод: В поисках Небесного вы оставили земное, соделав свою мученическую кровь колесницей, возводящей на Небеса, потому стали равными первомученикам, Михаил и Феодор, с ними же Христа Бога молите непрестанно обо всех нас.

Ин кондак благоверному князю Михаилу Черниговскому и боярину его Феодору, глас 3

Я́ко свети́ла, в Руси́ возсия́вше,/ муче́ния луча́ми сла́вными отрази́сте,/ страстоте́рпцы сла́внии, Михаи́ле и Фео́доре,/ тем вопия́сте:// ничто́же нас отлучи́т от любве́ Христо́вы.

Перевод: Как светила, просияв на Руси, мучения лучами славы вы отразили, мученики прославляемые, Михаил и Феодор, потому взывали: «Ничто не отлучит нас от любви Христовой» (Рим.8:39).

Преподобному Марону, пустыннику Сирийскому

Тропарь преподобному Марону, пустыннику Сирийскому, глас 8

Я́ко незаходи́мое со́лнце возсия́ нам днесь/ светоза́рными твои́ми моли́твами, преподо́бне о́тче наш Ма́роне,/ и́же не́кия горы́ дости́гл/ и та́мо на ней живу́щими нечести́выми чтом бысть,/ за превосходя́щую твою́ к Бо́гу доброде́тель,/ и та́мо обре́т тре́бище и́дольское. Бо́гу освяти́в, в нем пребыва́л еси́,/ и ви́дев Человеколю́бец Бог твой по́двиг и труды́,/ дарова́ тебе́ дар Свой,/ и́мже пронесе́ся и́мя твое́ в челове́цех,/ цели́ти ско́рби, огне́вицу и тряса́вицу прибега́ющим к тебе́ с ве́рою./ Те́мже и зове́м ти:/ ра́дуйся, цели́телю наш ско́рый;/ ра́дуйся, засту́пниче наш те́плый,/ предстои́ши бо у Пресвяты́я Тро́ицы,/ моли́ся Той о призыва́ющих и́мя твое́ свято́е,// да изба́вит от сих тя́жких скорбе́й и спасе́т ду́ши на́ша.

Перевод: Незакатное солнце воссияло нам сегодня в твоих светоносных молитвах, преподобный отче наш Марон, дошедший до одной горы и почитаемый живущими там язычниками за высоту твоей добродетели у Бога, и там, найдя идольское капище, ты освятил его и пребывал в нем. Человеколюбец Бог, видевший твои труды и подвиг, вручил тебе дар Свой, сделавший тебя известным, исцелять боль, горячку и лихорадку приходящих к тебе с верой. Потому взываем к тебе: «Радуйся целитель наш быстрый, радуйся защитник наш горячий, ибо предстоишь у Пресвятой Троицы, молись Ей о призывающих святое имя твое, да избавит от этих тяжелых болезней и спасет души наши».

Кондак преподобному Марону, пустыннику Сирийскому, глас 5

Страсте́й пещь, преподо́бне, угаси́л еси́, воздержа́ния росо́ю./ Дарова́нием обогати́лся еси́ исцеле́ний от Бо́га, Ма́роне,/ прия́л еси́ цели́ти ве́рным боле́зни тя́жкия,/ и бесо́в отгони́ти полки́.// Сего́ ра́ди с весе́лием почита́ем тя.

Перевод: Страстей печь, преподобный, угасил ты росой воздержания. Обогатился ты даром исцелений от Бога, Марон, начав исцелять тяжелые болезни верующих и отгонять воинства бесовские. Потому с радостью почитаем тебя.

Ин тропарь преподобному Марону, пустыннику Сирийскому, глас 4

Пресве́тлое житие́ твое́, о́тче Ма́роне,/ А́нгелы удиви́ло есть,/ и бесо́вская шата́ния я́ве устраши́./ Ве́рных же собра́ния све́тло украси́./ К Небе́сному Христо́ву жили́щу, повелева́я ше́ствовати всегда́./ Его́же моли́ от тли и бед изба́витися,// ве́рою творя́щим всечестну́ю па́мять твою́.

Перевод: Пресветлая жизнь твоя, отче Марон, ангелов удивила и бесовские дерзости истинно устрашила, верующих же собрание светло украсила, к Небесным обителям Христовым повелевая всегда идти. Его же моли от страданий и гибели избавиться всем, с верой празднующим почитаемую память твою.

Ин тропарь преподобному Марону, пустыннику Сирийскому, глас 2

Фарисе́йскаго тщесла́вия удаля́яся,/ преподо́бне о́тче наш Ма́роне,/ на го́ру высо́кую возше́л еси́,/ и та́мо побе́ду показа́л еси́ на диа́вола:/ тре́бище бо бесо́вское обре́т и Бо́гу освяти́в,/ в нем пребы́л еси́,/ моли́твами твои́ми огне́вицу и тряса́вицу утоля́я,/ и бе́сы прогоня́я,/ и от разли́чных неду́г свобожда́я./ Того́ ра́ди, свя́те, моли́ся Христу́ Бо́гу,// да спасе́т ду́ши на́ши.

Перевод: Фарисейского тщеславия удаляясь, преподобный отче наш Марон, на гору высокую взошел ты и там одержал победу над диаволом, ибо нашел капище языческое и, освятив его Богу, в нем пребывал, молитвами твоими горячку и лихорадку исцеляя, бесов прогоняя и от различных болезней освобождая. Потому, святой, молись Христу Богу о спасении душ наших.

Молитва преподобному Марону, пустыннику Сирийскому

О, возлю́бленная и свяще́нная главо́, преподо́бне и Богоно́сне о́тче наш Ма́роне! Назира́й свы́ше ми́лостивно нас гре́шных, и моли́ся Всеще́дрому Влады́це и всех благ Пода́телю Бо́гу о соблюде́нии страны́ на́шея. Бу́ди же моле́бник и о нас гре́шных. К стра́шному Го́споду Савао́фу честны́я своя́ ру́це в час сей простри́, и от Него́ ми́лость и щедро́ты испроси́, и приими́ ны во свое́ хода́тайство и заступле́ние, от всех бед и лю́тых боле́зней нас сохрани́, и от вся́ких страсте́й свободи́, и от нестерпи́мыя и неутиши́мыя огне́вицы и тряса́вицы моли́твами твои́ми изба́ви нас и от нападе́ния бесо́в, от ви́димых и неви́димых враго́в соблюди́, и согреше́ниям на́шим проще́ние испроси́, и спасе́ны Христу́ предста́ви ны, и ми́лостивно, в день Стра́шнаго Суда́, с ра́достию предста́ти нам пред лице́м неизрече́нныя сла́вы Его́, и ми́лостивное призва́ние в Ца́рство Небе́сное от Него́ услы́шати, и в неизрече́нней ра́дости зре́ти пресла́вную Его́ лица́ добро́ту сподо́би благода́тию и человеколю́бием Го́спода Бо́га и Спа́са на́шего Иису́са Христа́. Я́ко держа́ва Его́ благослове́нна и препросла́вленна, со Безнача́льным Его́ Отце́м и Пресвяты́м и Благи́м и Животворя́щим Его́ Ду́хом, ны́не и при́сно и во ве́ки веко́в. Ами́нь.

(2Тим.3:1–9; Лк.20:45–21:4)

Кто такие «имеющие вид благочестия, силы же его отрекшиеся» (2Тим.3:5)? И кто другие, «всегда учащиеся и никогда не могущие дойти до познания истины»? Первые – те, которые держат все внешние порядки, в которых выражается благочестная жизнь; но не имеют столько крепкой воли, чтоб и внутренние свои расположения держать так, как требует истинное благочестие. Идут в храм охотно и там стоят охотно. Но не делают напряжения, чтоб и умом своим стоять пред Богом неотходно и благоговейно припадать к Нему, а помолившись немного, выпускают бразды правления ума, и он парит, обтекая весь мир. И выходит, что, тогда как по внешнему их положению они в храме, по внутреннему состоянию их нет там: остался у них один образ благочестия, а силы его нет. Так и о всем другом разумевай.

Вторые – это те, которые, вступив в область веры, только и делают, что вопросы изобретают: что то, что это, почему так, почему этак. Люди, страждущие пустой пытливостью. За истиною не гонятся, а лишь бы пытать и пытать. И решение нашедши вопросам, недолго останавливаются на нем, а скоро чувствуют нужду приискивать другое решение. И так кружатся день и ночь, пытая и пытая, и никогда вполне не удовлетворяясь допытанным. Иной за удовольствиями гоняется, а они – за удовлетворением пытливости своей.

Гончая и заяц

Человек бежит, сколько живет, чтобы обрести Христа, и никогда не останавливается. Бежит и чувствует не усталость, а радость.

Чтобы стало понятно, приведу вам один пример: хорошая гончая, учуяв зайца, не стоит возле охотника, а срывается с места, бежит и ищет зайца. Бежит, потом ненадолго останавливается, принюхивается, опять бежит. Она не может стоять на месте. Ее ум занят тем, как найти зайца. Она не глазеет по сторонам. Для нее больше радости в беге, чем в стоянии на месте. Жизнь для нее в беге и поиске.

Вот такое трезвение нам нужно иметь. Ум наш должен постоянно стремиться ко Христу, потому что Он наша цель. А мы, хотя взяли след, хотя знаем дорогу, знаем, куда идти, чтобы встретить Христа, часто стоим на месте, не двигаемся вперед. Если бы мы не знали пути, то наше стояние на месте имело бы оправдание.

Прп. Паисий Святогорец. Слова. Том V. Раздел второй. Доброе беспокойство - добрая тревога о «добром подвиге». Доброе беспокойство не прекращается никогда.

Книги, статьи, стихи, кроссворды, тесты

Основы православия

Тема 58.  Как приобщиться ко спасению, дарованному через Господа Иисуса Христа?

Христос основал и возглавил Церковь, в которой соединяет нас с Собой. Церковь именуют «кораблём спасения», именно в ней и спасается человек. Итак, кратчайший ответ на вопрос «как спастись?» – стать членом Церкви Христовой и вести духовную жизнь.

Как сказал свт. Афанасий Великий: «Бог спасает нас не без нас». Господь не насилует человеческую волю, ведь сделать богоподобным насильно невозможно. От каждого из нас зависит – усвоить или не усвоить спасение, дарованное Богом, принять дар Царства Божьего или отвергнуть его.

Совместное усилие человека и Бога в деле подвига и спасения именуется синергией (греч. соработничествовзаимодействие).

Условно можно выделить 3 этапа или ступени в деле спасения:– приобщение к Богу начинается с веры;– затем человек духовно рождается в Таинстве Крещения;– воцерковляется, стремится соблюдать заповеди, вести Богоугодную жизнь.

Вспомним ветхозаветный прообраз Церкви – Ноев ковчег. От людей требовалось сесть в уже построенный Ноем корабль. Приняло спасение только 8-мь человек. (Современная интерпретация этих событий в рассказе «100 дней до потопа»). Так же будет при Втором Пришествии, см. (Мф.24:37-39).

Христос заповедал нам: Входите тесными вратами, потому что широки врата и пространен путь, ведущие в погибель, и многие идут ими; потому что тесны врата и узок путь, ведущие в жизнь, и немногие находят их (Мф.7:13-14).

Практические советы

Редкий неофит не желал уйти в монастырь, причём не только ради подвигов, но и чтобы близкие не мешали спасению. Конечно, встречаются случаи, когда близкие действительно препятствуют спасению верующего, однако, достаточно часто под препятствиями понимаются повседневные трудности, связанные с взаимным общением, от которых неофиту хочется сбежать. Однако  наше окружение очень способствует духовному развитию: выработке смирения, кротости, рассудительности и других добродетелей. Как, например, излечить напрасный гнев, если нет условий для его проявления? Любовь к Богу достигается через любовь к ближнему. Это касается не только родственников, а всех, с кем мы соприкасаемся, в т.ч. на работе. Как известно, христиане не работают, христиане служат.

Православные праздники Пасха — светлое Христово Воскресенье (Фото: rozhenyuk, Shutterstock)

История православных праздников восходит к временам Ветхого Завета. К православным примыкают и праздники, берущие свое начало в Новозаветное время. Каждый из православных праздников посвящен воспоминанию важнейших событий в жизни Иисуса Христа и Божьей Матери, а также памяти святых угодников.

Признавая праздники полезными с точки зрения благочестия, Церковь всегда придавала их празднованию торжественный характер, при этом необходимым условием считалось совершение таинства Евхаристии или причащение Святых Таин. Сообразно этому была устроена и вся жизнь христиан в праздничные дни: они освобождали себя от мирских занятий и трудов, не устраивали шумные увеселения, пиршества, но освящали их благотворениями в пользу Церкви и бедных.

В 4-6 веках покровительствовавшие Церкви византийские императоры издали закон, которым запрещалось нарушать святость праздников отправлением общественных должностей и судопроизводства, запрещены были также забавы и увеселения, например, театральные представления, поединки и лошадиные скачки. Император Константин Великий запретил производить в воскресные дни торговлю.

Рождественские подарки и украшения (Фото: Cheryl E. Davis, Shutterstock)

Рождественские подарки и украшения (Фото: Cheryl E. Davis, Shutterstock)

Следуя этим и другим законодательствам, праздничные дни и по сей день отличаются от обыкновенных дней освобождением от трудов и работ, торжествами, некоторыми обрядами и церемониями, придающими отличительный характер тому или иному празднику. Такие законы есть в других государствах, исповедующих христианство, а также у иудеев и магометан.

По своей сути православный церковный календарь-пасхалия состоит из двух частей — неподвижной и подвижной.

Неподвижная часть церковного календаря — это Юлианский календарь, расходящийся на 13 дней с Григорианским. Праздники неподвижной части календаря имеют постоянную дату, каждый праздник ежегодно отмечается в один и тот же день.

Подвижная часть церковного календаря перемещается вместе с изменяющейся год от года датой празднования Пасхи. Сама дата празднования Пасхи определяется согласно лунному календарю и ряду дополнительных догматических факторов (не праздновать Пасху с иудеями, праздновать Пасху только после весеннего равноденствия, праздновать Пасху только после первого весеннего полнолуния). Все праздники с переменными датами отсчитываются от Пасхи и перемещаются во времени «светского» календаря вместе с ней.

Храм Христа Спасителя в Москве (Фото: Shutterstock)

Храм Христа Спасителя в Москве (Фото: Shutterstock)

Таким образом, обе части календаря-пасхалии (подвижная и неподвижная) в совокупности определяют календарь православных праздников.

Далее представлены наиболее значимые для православного христианина события — так называемые Двунадесятые праздники и Великие праздники. Хотя православная церковь отмечает праздники по «старому стилю», отличающемуся на 13 дней, даты в нашем календаре для удобства указаны согласно общепринятому светскому календарю нового стиля.

Пасха (Светлое Христово Воскресенье) — 2 мая 2021 года

Двунадесятые непереходящие праздники

7 января —

Рождество Христово

19 января —

Крещение Господне (Святое Богоявление)

15 февраля —

Сретение Господне

7 апреля —

Благовещение Пресвятой Богородицы

19 августа —

Преображение Господне

28 августа —

Успение Пресвятой Богородицы

21 сентября —

Рождество Пресвятой Богородицы

27 сентября —

Воздвижение Креста Господня

4 декабря —

Введение во храм Пресвятой Богородицы

Двунадесятые переходящие праздники в 2021 году

25 апреля —

Вход Господень в Иерусалим

(Вербное воскресенье)

10 июня —

Вознесение Господне

20 июня —

День Святой Троицы

(Пятидесятница)

Великие праздники с постоянной датой

14 января —

Обрезание Господне

7 июля —

Рождество Иоанна Предтечи

12 июля —

Праздник Святых первоверховных апостолов Петра и Павла

11 сентября —

Усекновение главы Иоанна Предтечи

14 октября —

Покров Пресвятой Богородицы и Приснодевы Марии

Православные посты в 2021 году

Многодневные посты

Рождественский пост: с 28 ноября 2020 года по 6 января 2021 годаС 28 ноября по 1 января включительно — нестрогий.Со 2 января по 6 января — строгий.

Великий пост: с 15 марта по 1 мая Петров пост: с 28 июня по 11 июля Успенский пост: с 14 августа по 27 августа

Однодневные посты

Среда и пятница: в течение всего года, за исключением сплошных седмиц и Святок. Крещенский сочельник (Навечерие Богоявления) — 18 января Усекновение главы Иоанна Предтечи — 11 сентября Воздвижение Креста Господня — 27 сентября

Дата:День недели:По старому стилю:
27 февраля 2021 года суббота 14 февраля 2021 года

Ниже вы найдете более подробную информацию про ближайшие церковные праздники на сегодня, завтра и всю неделю, которые отмечают верующие в России и мире согласно православному христианскому календарю 2019. Узнать больше о каждом божественном событии можно по ссылке после описания.

Какой сегодня церковный праздник?

Сегодня 27 февраля 2021 года православные христиане отмечают:

Кирилл Весноуказчик

Многие знают, что отцом славянской письменности и прародителем современного алфавита является равноапостольный Кирилл Весноуказчик, учитель Словенского, получивший позднее свое прозвище от крестьян, которые по погоде даты его чествования судили о своем будущем. Именно праздник почитания его трудов православная церковь ежегодно справляет 27 февраля.

Константин (мирское имя) родился в 9 веке в Фессалониках в семье военного командира полка Льва. Его дедушка в свое время был знатным вельможей, сосланным в Восточный Рим. Отец рано скончался и оставил мальчика 12-летним сиротой на воспитание чиновнику Феоктисту, официальному опекуну несовершеннолетнего императора Михаила Третьего. С этого момента Константин воспитывался и получал высокое образование наравне с царским наследником.

С детства он показывал высокие знания в области диалектики, философии, риторики и различных языков.

Читайте подробнее про Кирилл Весноуказчик

День памяти святых по православному календарю

Согласно церковному христианскому календарю сегодня день память святых:

  • преподобный Авксе́нтий Вифинский, отшельник, пресвитер
  • святитель Авра́мий (Авраа́мий) Каррийский, епископ
  • преподобный Иларио́н Грузин, Святогорец, иеросхимонах
  • преподобный Исаа́кий Печерский, затворник
  • равноапостольный Кирилл (Константин) Философ, Моравский
  • преподобный Маро́н Сирийский, пустынник
  • святитель Рафаи́л Бруклинский, епископ
  • мученик Бори́с Дернов
  • мученик Григо́рий Дернов
  • священномученик Они́сим (Пылаев), Тульский, епископ

Показать остальных святых (еще 5)

  • священномученик Павел Дернов, пресвитер
  • мученик Симео́н Дернов
  • священномученик Три́фон Родонежский, диакон
  • благоверный Михаи́л Всеволодович, Черниговский
  • мученик Фео́дор Черниговский

Дни памяти святых по церковному календарю берутся за основу при выборе имени для крещения человека. В соответствии с ними определяются христианские именины человека или, проще говоря, день ангела. Почитать память своего святого в православии принято молитвой.

Все церковные праздники на этой неделе

День Панкратия (Панкратий-лапотник; Лаптев день; Никифоры-Панкраты; Панкрат, Преподобного Панкратия Печерского)

День обретения мощей святителя Тихона, патриарха Московского и всея России

Прохор Весновей (День Прохора; Прохоров день; Прохор; Харлампий, Преподобного Прохора Печерского)

Власьев день (День Власия; Власий; Коровий праздник; Власья борода в масле; Власий – скотий бог; Волос; Спас колотый, Священномученика Власия Севастийского, епископа)

Алексей Рыбный (День Алексея; Алексеев день; Алексий; Алексей; Мелетий, Святителя Алексия, митрополита Московского, всея России чудотворца)

Празднование в честь Иверской иконы Божией Матери

Кирилл Весноуказчик (Кирилл указчик; Кирилл; Весноуказник; Бабьи Взбрыксы, Равноапостольного Кирилла, учителя Словенского)

Онисим Овчар (Онисим; Зимобор; Анисим-зорник; Онисим-овчарник; Овчарницы; Окличка; Семенное, Апостола от 70-ти Онисима)

Празднование в честь Виленской иконы Божией Матери

27 февраля православный календарь воздает дань памяти равноапостольному Кириллу, отцу славянской письменности. Учителя Словенского считают основателем современного алфавита.

В крестьянской среде существовала традиция замечать погоду в день его поминовения, и угадывать будущее именно по этой дате. Отсюда появилось второе название праздника – Весноуказчик.

Житие святого и возникновение праздника

Родился Кирилл в 9 веке в Фессалониках в состоятельной семье военачальника полка Льва. Дед принадлежал к знати, однако был выслан на окраину империи — в Восточный Рим. Мальчика при рождении нарекли Константином. Мальчик осиротел в 12-летнем возрасте.

После неожиданной смерти отца воспитанием Константина занялся один из чиновников по имени Феоктист. Одновременно Феоктист был законным опекуном малолетнего наследника Михаила Третьего. Молодые люди получили одинаковое высокое образование, лучшее в то время.

У Константина с юных лет обнаружились способности в изучении иностранных языков, философии. Ему легко давалась риторика и диалектика. Феоктист рассматривал подопечного на роль супруга своей обеспеченной крестнице Ирине. Но от перспективного брачного союза Константин отказался, решил посвятить жизнь церковной службе.

Должность хартофилакса оказалась для него более привлекательной, и он стал контролировать церковный документооборот в Софийском соборе. Однако вскоре молодой человек направился в монастырь на Черноморское побережье, где пребывал в уединении.

Учитывая его знания и способности, руководство университета, в котором он учился, вернуло Константина в учебное заведение. Юношу назначили на должность преподавателя философии. В последующие годы он принимал участие в философских диспутах, чем приобрел известность и уважение.

Смерть наставника в 856 году становится переломным моментом в жизни философа. В компании сподвижников Константин направляется в один из монастырей. Знакомство с настоятелем Мефодием приводит к мысли о необходимости создания единой славянской письменности.

Известно, что Константин участвовал в религиозных спорах в Хазарии с каганатом, при этом одержал победу. Диспуту предшествовало длительное изучение языка и письменности, подготовка доводов в пользу принятия христианства. Приведенные аргументы и факты, одержанная победа, к сожалению, не повлекли принятие веры Христовой каганатом.

По поручению императора Мефодий и Константин в 862 году отправляются в Моравию чтобы сделать перевод греческих письменных источников на славянский. Выполняя приказ императора, они одновременно обучали неграмотных чтению, письму и ведению богослужения.

Царившие правила в церковном мире разрешали вести службы только на трех языках: латыни, греческом и иврите. Церковнослужители обвинили Мефодия и Константина в ереси, вследствие чего им пришлось давать объяснения в Риме. Папа Римский поддержал их начинания в распространении и необходимости славянского языка.

Неожиданно Константина поражает болезнь, которая приковывает к кровати. Понимая, что смерть неизбежна, он принимает монашеский обет и нарекается Кириллом. Спустя пару месяцев святой скончался.

Традиции празднования

27 февраля крестьяне проводили за наблюдением погодных условий. Кирилл Указчик подсказывал какой будет урожай, как долго продлятся холода и насколько теплым будет лето.

  • Какая погода на Кирилла Весноуказчика, такой она будет предстоящей весной,
  • Чем больше снега на улице, тем урожайнее пшеница,
  • Морозный и вьюжный день к сухому и жаркому лету.

В праздничный день за приметами наблюдали во время работы. Мужчины выходили в поля, притаптывая снег, чтобы замедлить таяние и отток талых вод с пашен. Женщины оставались дома и готовили сбитень из меда и ароматных трав.

Сон, увиденный в ночь на праздник Кирилла Указчика, вещий, приоткрывал будущее.

Источник: https://www.ptoday.ru/dlya-dushi/kakoy-tserkovnyy-prazdnik-segodnya-27-fevralya-2021-chtyat-pravoslavnye-kirill-vesnoukazchik-otmechayut-27-02-2021/

Добавить комментарий